Формы представления результатов исследования в психологии

Завершением любой исследовательской работы является предс­тавление результатов в той форме, которая принята научным сооб­ществом. Следует различить две основные формы представления ре­зультатов: квалификационную и научно-исследовательскую. Квалификационная работа - курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Нас интересует вторая формы представления результатов исследования в психологии - представление результатов научной работы. Условно виды представления научных результатов можно разде­лить еще на три подвида: 1 устные изложения; 2 публикации; 3 компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах оформления и представления научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описа­ния данных. Главное требование к научному формы представления результатов исследования в психологии - последовательность формы представления результатов исследования в психологии логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь вни­мание к особо значимому для формы представления результатов исследования в психологии сути звену рассуждений. На­учный текст, в отличие от литературного текста или повседневной речи, очень клиширован - в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. В этом он сходен с "канцеляритом" - бюрократическим язы­ком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важна - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации; суждениях, умозаключениях, доказательствах, цыфрах, формулах. Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет оп­ределенную логическую форму. Причинная зависимость, например, вы­ражается импликативной формой "если А, то В", хотя, как показал Пиаже, в психологии импликативное объяснение и причинное объясне­ние отнюдь не тождественны. Существуют основные логические формы высказывания: 1 индуктивное - обобщающее некоторый эмпирический материал; 2 дедуктивное - логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3 аналогия - трансдукция; 4 толкование или комментарий - "перевод", раскрытие содержание одного текста посредством создания другого. Следущая форма описания результатов - геометрическая. Гео­метрические пространственно-образные описания являются традици­онным формы представления результатов исследования в психологии кодирования научной информации. Поскольку геомет­рическое описание дополняет и поясняет текст формы представления результатов исследования в психологии "привязано" к языковому описанию. Оно позво­ляет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика. В психологии используется несколько основных форм графичес­кого представления научной информации: опирающихся на характерис­тики топологические и метрические. Один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характерис­тики, - это графы. Напомним, что графом является множество точек вершинсоединенных ребрами ориентированными или неориентиро­ванными отрезками. Различают графы: планарные и пространствен­ные, ориентированные отрезки - векторы и неориентированные, связные и несвязные. В психологических исследованиях графы ис­пользуются очень часто при описании результатов. Многие теорети­ческие модели исследователи представляют в виде графов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Векслера или модель интеллекта Спирмена; они представлены в форме диандритных несимметричных графов. Схема функциональной системы Анохина, схема психоло­гической функциональной системы деятельности Шадрикова, мо­дель концептуальной рефлекторной дуги Соколова - примеры ориентированных графов. Вернемся к описанию результатов. Чаще всего ориентированные графы используются при описании системы причинных зависимостей между независимой, дополнительными и зависимой переменными. Нео­риентированные графы применяются для описания системы корреляци­онных связей между измеренными свойствами психики. Характе­ристика связи обычно кодируется разными вариантами изображения ребер графа. Положительные связи изображаются сплошными линиями или красным цветомотрицательные связи - пунктиром или синим цветом. Сила и значимость связи кодируются формы представления результатов исследования в психологии линии. Наи­более весомые признаки с максимальным числом значимых связей с другими помещаются в центре. Признаки, имеющие меньший "вес", располагаются ближе к периферии. От системы корреляционных связей можно перейти к отображению "расстояний" между признаками на плоскости. Расстояние отражают сходства - различия признаков. Ориентированные и неориентированные графы часто применяются при описании результатов личностных и социально-психологических исследований, в частности социометрических: социограмма - это ориентированный формы представления результатов исследования в психологии. Любая граф-схема изоморфна матрице предположений, корреля­ций и т. Для удобства восприятия не рекомендуется использо­вать при описании результатов графы более чем с 10-11 вершинами. Наряду с графами в психологии применяются и пространствен­но-графические описания, в которых учитывается структура парамет­ров формы представления результатов исследования в психологии отношения между элементами либо метрические, либо тополо­гические. Примером является известное описание структуры интел­лекта - "куб" Другой вариант применения пространс­твенного описания - пространство эмоциональных состояний по Вундту или же описание типов личности по В случае если в пространстве признаков определена метрика, то используется более строгое представление данных. Положение точки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует ре­альным координатам ее в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, факторного анализа, латентно-структурного анализа и некоторых вариантов кластерного анализа. Каждый фактор отображается осью пространства, а параметр по­ведения, измеренный нами, - точкой в этом пространстве. В других случаях, в частности при описании результатов дифференциаль­но-психологических исследований, точками изображаются испытуемые, осями - главные факторы или латентные свойства. Для первичного представления данных используются другие гра­фические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики. Первичным способом представления данных является изображение распределения. Для отображения распределения значений измеряемой переменной на выборке используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение показателя в экспери­ментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке. Гистограмма - это "столбчатая" диаграмма частотного распре­деления признака на выборке. Используется декартова система коор­динат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают зна­чения измеряемой переменной величины, а на оси ординат - частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величи­ны на выборке. В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих дан­ную величину признака или попавших в определенный интервал вели­чиныобозначают точкой с координатами: Х - градация признака, Y - частота количество людей конкретной градации или относитель­ная частота отнесение количества людей с этой градацией признака ко всей выборке. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем, как строить полигон распределения, или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае ис­пользования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с разными качественными особенностями количество мужчин и женщин в выбор­ке, число давших разные типы ответов в эксперименте и т. В секторной групповой диаг­рамме величина каждого сектора пропорциональна величине встречае­мости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака. Вариантом отображения информации, переходным от графического к аналитическому, являются в первую очередь графики, представляю­щие функциональную зависимость признаков. Собственно говоря, по­лигон распределения - это и есть отображение зависимости частоты встречаемости признака от его величины. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования формы представления результатов исследования в психологии обнаружение функциональной связи независимой и зависимой пере­менных, которую можно описать аналитически. Условно выделим два различных по содержанию типа графиков: 1 отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2 отображающие связь независимой и зависимой переменных или любых двух других переменных. Классическим вариантом изображения пер­вой зависимости является обнаруженная Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания. Аналогичны многочисленные "кривые научения" или "кри­вые утомления", показывающие изменения эффективности деятельности во времени. Графики формы представления результатов исследования в психологии зависимости двух переменных также не редкость в психологии: законы Фехнера, Стивенса в психофизикеЙеркса-Дотсона в психологии мотивациизакономерность, описыва­ющая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его мес­та в ряду в когнетивной психологиии т. Существует ряд простых рекомендаций по построению графиков. Куликов дает следующие советы начинающим иссле­дователям: 1. Формы представления результатов исследования в психологии и текст должны взаимно дополнять друг друга. График должен быть понятен "сам по себе" формы представления результатов исследования в психологии включать все необходимые обозначения. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами. Надписи на осях следует располагать внизу и слева. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квад­ратами и треугольниками. Если есть необходимость на том же графике представить вели­чину разброса данных, то их следует изображать в виде вертикаль­ных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрезке в соответствии с показателем асимметрии. Видом графиков являются диагностические профили, которые ха­рактеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида. Наиболее важный способ представления результатов научной ра­боты - числовые значения величины: 1 показатели центральной тен­денции среднее, мода, медиана ; 2 абсолютные и относительные частоты; 3 показатели разброса стандартное отклонение, диспер­сия, процентильный разброс ; 4 значения критериев, использован­ных при сравнении результатов разных групп; 5 коэффициенты ли­нейной и нелинейной связи переменных и т. Стандартный вид таб­лиц для представления первичных результатов: по строкам - испыту­емые, по столбцам - значения измеренных параметров. Результаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы. Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации. Итогом обработки данных "точного" эксперимента является ана­литическое описание полученных зависимостей между независимыми и зависимыми переменными. Если до недавних пор в психологии для описания результатов использовались преимущественно элементарные функции, то сегодня исследователи работают практически со всем аппаратом современной математики. К числу простейших аналитичес­ких выражений, описывающих эмпирически полученные зависимости, относятся, например, психофизические "законы" Не меньшую известность получили законы Аналитические описания, как правило, итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными авторами. Поэ­тому они редко являются завершением отдельной экспериментальной работы. Конкретный вид функциональной зависимости выступает в ка­честве содержания гипотезы, которую проверяют в критическом экс­перименте. Итак, представление научной информации должно определяться следующим алгоритмом: Текст слова, числа, символы Пространственный образ график, схема, рисунок Аналитическое описание формулы, программы и пр.

Смотрите также:
  1. Иной причиной больших показателей эксцесса и асимметрии может оказаться недостаточная надежность и валидность методик, используемых для данной популяции.

  2. Требования к таковым работам, способу их дизайна и представления результатов изложены в соответственных инструкциях и положениях, принятых учеными советами. Неориентированные графы применяют для описания системы корреляционных связей между замеров свойствами психики.

Написать комментарий

:D:-):(:o8O:?8):lol::x:P:oops::cry::evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow: